Страницы раздела: 1 2

История открытия и освоения Шпицбергена

(продолжение)

Большая концентрация китобоев различных стран привела к конкурентной борьбе между ними и первым попыткам политических притязаний на территорию архипелага. В 1613 г. англичане объявили Шпицберген своей территорией, присвоив ему название "Новая земля короля Якова", а два года спустя аналогичные претензии высказала Дания. В итоге "китовой войны" на Шпицбергене образовались территориальные сферы влияния и было построено более 20 китобойных баз. Некоторые из них изучены археологическими раскопками.

Китобойная база голандцев. С картины К.де Мана, 1639г.

Активность китобоев, прежде всего голландских, привела к развитию картографии Шпицбергена. Начиная с 1614 г. появляется большое количество географических карт, которые фиксируют постепенное освоение новых районов архипелага. На них все более отчетливо проявляются удаленные районы Шпицбергена, прежде всего острова Эдж и Северо-Восточная Земля.

Одновременно с китобойным промыслом продолжалась и русская деятельность по добыче морских животных. Об этом свидетельствуют не только данные археологии, но и письменные документы. В 1952 г. в Англии были опубликованы записки участника английского посольства в Россию Д.Традесканта. В них говорится, что сопровождавшая посольство шхуна в июле уходит к Шпицбергену на промысел китов. По мнению одного из участников миссии, это слишком поздно. Русские начинают там промысел раньше, что позволяет им полностью использовать благоприятные летние условия.

Расцвет русской промысловой деятельности приходится на XVIII в. По данным Архангельской губернской канцелярии на Шпицберген и Новую Землю ежегодно уходило на промысел до 270 судов и более 2000 человек оставалось на зимовку.

Развитие промыслов и увеличение промышленного люда привело к качественно новому способу жизни поморов на Шпицбергене. Вместо одиночных промысловых домов там появились крупные становища. Они предстают перед нами в виде поселков, обеспеченных всеми необходимыми службами, складскими помещениями, банями, специализированными мастерскими. На их территории устанавливались большие приметные кресты, рядом с которыми помещались кладбища, оставлялись на зимовку суда. Остатки русских становищ прослежены на многих островах архипелага: Западный Шпицберген, Эдж, Земля Принца Карла, Тысяча островов, Северо-Восточная Земля.

Большое количество промысловых становищ находилось в ХVIII-начале XIX в. в приустьевой части залива Ис-фиорд поблизости от современного поселка Баренцбург. Одно из них было расположено в заливе Трюгхамна у подножья горы Алькхорн, второе на берегу лагуны Имербукта, а третье в устье реки Линнея, при впадении ее в бухту Руссекейла.

Последнее место чрезвычайно благоприятно для поселения: высокая ровная площадка, постоянный источник пресной воды, бухта, удобная для подхода судов, хорошие условия для охоты и рыбной ловли. Основу поселения составлял большой жилищно-хозяйственный комплекс, который включал в себя восемь помещений. Три из них предназначались для жилья, одно являлось баней, еще одно - кузницей, остальные выполняли роль хозяйственных помещений. Общая площадь постройки составляла 150 кв. м. С наружной стороны она имела вид внушительного здания с двумя боковыми симметричными ризалитами. В 1752 г. была построена центральная часть сооружения, а в 1762 и 1778 гг. к ней пристроены боковые крылья.

Мы так подробно останавливаемся на описании этого дома не только потому, что это была самая большая русская постройка на архипелаге, но и по той причине, что в ней жил знаменитый помор Иван Старостин, имя которого вошло в историю и топонимику Шпицбергена. Впервые И.Старостин попал туда в 1780 г., затем последовали новые походы, сначала эпизодические, а затем все более продолжительные по времени, пока в 1811 г. он окончательно не поселился на берегу реки Линнея. 39 лет прожил И.Старостин на Шпицбергене, причем 32 раза - с зимовками. Умер он там же в 1826 г., безвыездно прожив последние 15 лет.

Остатки избы на мысе Старостина

Имя И.Старостина закономерно нашло свое место на картах Шпицбергена. Мыс рядом с бухтой Руссекейла назван мысом Старостина. В том же районе находится склон Старостина, а в окрестностях залива Хорнсунн - гора Старостина.

Во второй половине XVIII в. на Шпицбергене вновь развертывается деятельность научных экспедиций. В 1746 г. в залив Решерш вошли русские суда, на борту которых находились строительные материалы, продукты питания, различное снаряжение и оборудование. Это был передовой, вспомогательный отряд морской экспедиции, которой руководил В.Я.Чичагов. На отряд возлагалась задача создания опорной базы и "зимовочного лагеря" экспедиции.

Идея организации этой экспедиции принадлежала М.В.Ломоносову, который пытался решить проблему поиска кратчайшего пути в Тихий океан. По плану М.В.Ломоносова, суда Чичагова должны были пройти между Гренландией и Шпицбргеном и, минуя Северный полюс, выйти к американскому континенту. Обжитому поморами Шпицбергену отводилась роль базовой территории. Это была первая русская экспедиция в направлении к Северному полюсу.

В 1775 и 1776 гг. три судна - "Чичагов", "Панов" и "Бабаев" пытались найти проход во льдах к северу от Шпицбергена, но оба раза были вынуждены повернуть назад.

Остатки "зимовочного лагеря" экспедиции В.Я.Чичагова и сегодня видны на западном берегу залива Решерш. Две трудных зимовки провели здесь моряки, потеряв половину своего состава. Их положение было бы еще более драматичным, если бы не помощь со стороны поморов, промышлявших рядом. В 1979 г. экспедиция Института археологии РАН произвела раскопки "зимовочного лагеря", а также поморского дома на северном берегу залива Бельсунн, где жили поморы, спасшие участников экспедиции.

Через семь лет после завершения работы экспедиции В.Я.Чичагова, в 1773 г. аналогичную попытку пройти в околополюсное пространство предприняла Англия. Экспедиция в составе двух судов натолкнулось на непреодолимую ледовую преграду к северу от Шпицбергена. Суда повернули на восток, лавируя в ледяных разводьях между 80-м и 81-м градусами северной широты. Экспедиция оставила после себя прекрасные карты плавания с указанием положения ледяных полей и границы сплоченных льдов.

В XIX столетии Шпицберген систематически посещают экспедиции из Норвегии, Швеции и других стран. В 1829 г. там побывал норвежский исследователь Б.М.Кейльхау, который собрал ценные сведения о природе и истории архипелага. Свои наблюдения он опубликовал в книге "Путешествия в восточный и западный Финмаркен, на острова Медвежий и Шпицберген в 1827 и 1829 годах", которая не потеряла своей ценности до настоящего времени.

Большой научный материал о геологическом строении архипелага, его флоре и фауне был собран шведской экспедицией, которую в 1858 и 1861 гг. возглавлял О.Торелль, а в 1863 г. - Н.А.Э.Норденшельд. В последний год работы Н.А.Э.Норденшельд произвел съемку берегов архипелага и составил его новую карту.

В 1899 г. к берегам Шпицбергена подошел первый в мире ледокол "Ермак", построенный по техническому заданию вице-адмирала С.О.Макарова. Он же осуществлял общее руководство по строительству судна и руководил его первым походом. В течение двух летних сезонов экспедиция провела важные гидрографические исследования. В заливе Адвент-фиорд была поставлена так называемая "вековая марка", каменная пирамида, предназначенная для наблюдений за колебанием уровня Мирового океана.

Архипелаг Шпицберген явился последним полигоном деятельности выдающегося русского полярного исследователя В.А.Русанова. В 1912 г. с помощью судна "Геркулес" им была выполнена обширная программа по комплексным исследованиям, главным направлением которой явилось "обследование горных богатств Шпицбергена" и "определение возможных перспектив горной промышленности". Экспедиция полностью выполнила свою задачу. Было обследовано около двух тысяч километров побережий и поставлено 27 заявочных столбов на разработку каменноугольных месторождений. Один из таких столбов с автографом В.А.Русанова хранится в музее "Помор".

Дом-музей В.А.Русанова

Возвращение со Шпицбергена В.А.Русанов решил использовать для осуществления своей давней мечты: пройти сквозным маршрутом в сторону Берингова пролива, то есть той трассой, которая в дальнейшем получит название Северный морской путь. Мечта осталась нереализованной: "Геркулес" погиб где-то к востоку от Новой Земли, вероятно, у северного побережья полуострова Таймыр.

После гибели В.А.Русанова работу по организации добычи угля на Грумантском месторождении возглавил участник его экспедиции Р.Л.Самойлович, который, кроме того, установил заявочный столб в тундре Эрдмана. На месте горных работ в пределах современного поселка Колсбей Р.Л.Самойлович поставил большой жилой дом, где ныне помещается музей В.А.Русанова.

Начиная с 1909 г. на Шпицберген ежегодно направляются норвежские экспедиции, которые возглавляют выдающиеся полярные исследователи: Ф.Нансен, Р.Амундсен, О.Свердруп, В.Вереншельд, Г.Исаксен, и другие.

С 1924 по 1941 г. исследования на Шпицбергене проводит "Персей", первое российское специализированное морское научно-исследовательское судно. В этих работах принимали участие многие видные ученые: И.И.Месяцев, В.В.Шулейкин, Н.Н.Зубов и другие.


<< Предыдущая    Следующая >>
Hosted by uCoz